часть 1. Нахождение эмоционального суверенитета и уверенности в себе через исцеление компонентов личности и гармонизацию «внутренней семьи»

1-ая часть.

Статья будет интересна тем, кто работает с ощущением нужды в себе, кто находится в разрушающих отношениях и не решается выйти из них, для тех, кто не чувствует себя с самим собой «как дома», имеет проблемы с творческим самовыражением, защитой личных границ или работает с аналогичными ситуациями в своих клиентах. А также для всех тех, кто желает приобрести эмоциональный суверенитет и ощущение себя источником различного рода конструктивных, ресурсных состояний.

Целью данной статьи является показать как посредством исцеления наших внутренних компонентов личности и установлением связи между ними обретается уверенность в себе, ощущение общего благополучия, реализация творческого потенциала и свобода от получения внимания, любви и поддержки извне.

Под «внутренней семьей» понимаются наши внутренние субличности, Я-состояния или эго-состояния.

Тема существования субличностей присутствовала на планете с древности. Еще древние тольтеки1 разделяли компоненты личности человека на 4 составляющих, классифицируя их по четырем сторонам света2 и в соответствии с 4-мя первичными компонентами творения: материя, энергия, время и пространство. Кормилец – на юге. Ребенок – на западе. Воин – на севере. Мудрец – на востоке. Тольтеки видели человека как микрокосм макрокосма и эти направления они рассматривали, как находящиеся  внутри нас в форме качеств, заключающих в себе баланс. Как ключ уверенности в себе и эмоциональной независимости.

Двадцатый век подарил миру воскрешение утраченных древних знаний о составляющих личности. Это произошло через американского психолога и психиатра Эрика Берна (1910 – 1970), создавшего трансактный анализ. Э. Берн определил структуру личности как композицию из трех ее составляющих или частей – Я-состояний (Эго-состояний): Ребенок – Родитель – Взрослый.

Далее в статье мы будем опираться на классификацию тольтеков, проводя параллели с видением Берна. Рассмотрим эту классификацию более подробно.

 

Кормилец тольтеков соответствует Я-состоянию Родитель у Берна.

В идеале это заботливый внутренний родитель для нашего внутреннего ребенка. Его предписание - безусловно любить и поддерживать внутреннего ребенка. Кормилец находится на юге (рис. 1), что отражает уровень «материя», уровень физическогго тела и говорит о том, что Кормилец ответственен за физическое, материальное благополучие всей нашей внутренней семьи. Он также ответственен за сбор интуитивной, не когнитивной информации о происходящем во внутреннем и внешнем пространствах. Собирает он эту информацию через сновидения, медитации, язык символов и знаков.

Ребенок тольтеков соответствует Я-состоянию Ребенок у Эрика Берна.

Счастливый внутренний ребенок, которому примерно лет 5, создает спонтанность, игривость, удивление, невинность. Он становится источником радостного творчества и страстного исследования жизни. Ребенок полностью живет в настоящем мгновении без сопротивления жизни.  Именно этим характеризуется его невинность.

Ребенок разбирается в чувствах! Он чувствует, когда что-то идет не так. Чувства показывают нам когда нужны изменения.

Его положение – на западе. По философии тольтеков внутренний ребенок символизирует душу и олицетворяет элемент творения «время».

Мудрец и воин тольтеков вместе формируют Я-состояние Взрослый у Берна.

Мудрец – это наш внутренний старец, дедушка нашей семьи. Когда он работоспособен он видит то, что в действительности стоит за внешними проявлениями. Он видит за пределами кажущегося. Его символичное расположение – на востоке характеризует также элемент творения «пространство» и женский аспект уровня «дух».

Воин создает стратегию для всей семьи. Он обладает «орлиным взором», обьективного, более широкого восприятия. Он устанавливает прочные границы. Это также наша взрослая, сексуальная часть. Воин символично располагается на севере, олицетворяет мужской аспект духа и элемент творения «энергия».

продолжение следует...